«Ты просто не можешь определиться». Что такое бифобия?
«Тебе нужно определиться», «Ты просто запутал:ась, «Ты не бисексуал:ка — ты гей/лесбиянка и боишься в этом признаться», «Тебе просто хочется внимания», «Ты бисексуал:ка? Значит, спишь со всеми без разбора» — подобные выпады слышала, пожалуй, каждая бисексуальная+ персона. Это — проявления бифобии.
Бифобией называют неприязнь или дискриминацию людей с бисексуальной+ ориентацией — и нет, это не то же самое, что гомофобия.
Принципиальная разница в том, что бисексуал:ки+ подвергаются отдельному, свойственному лишь этой группе, негативизму, причем как со стороны гетеросексуальных людей, так и от квир-персон.
«Мне повезло с окружением: негатива по поводу моей ориентации никто не высказывал, но обидные насмешки были всегда. Некоторые ранили очень больно, — рассказывает Андрей*. — В выпускном классе мы с друзьями разговаривали о нашем будущем. В то время я встречался с парнем, но говорил о желании завести ребенка традиционным путем. Мне сказали, что мои дети могут быть только усыновленными, потому что в конце концов я признаюсь себе, что гей.
Перед тем, как сделать каминг-аут перед мамой, я несколько лет встречался с девушкой. Из-за этого на мое признание мама отреагировал фразой типа: «Может, тебе просто не подходит эта конкретная девушка?». Потом при обсуждении моей ориентации она говорила что-то вроде: «Главное, что есть шанс все-таки связать свою жизнь с женщиной».
Полной поддержки от гетеросексуальных людей я и не ждал, так что к непониманию был готов. Удивился, когда столкнулся с осуждением в квир-сообществе. Однажды мне сказали, что я пытаюсь «хайпить» на квир-повестке, хотя не имею к ней отношения — потому что тогда я встречался с девушкой. В другой раз обвинили в том, что я боюсь признать свою гомосексуальность».
Корень этой предвзятости кроется в патриархате (кто бы мог подумать). Исследователь:ницы считают, что бисексуал:ок+ критикуют за то, что они интересуются не только мужчинами. Именно поэтому над женщинами чаще снисходительно посмеиваются — «да ты просто запуталась», а мужчин убеждают в том, что они геи — «просто признайся себе».
Андрей рассказывает, что из-за такого отношения он почти перестал представлять себя как бисексуала:
«Обычно говорю, что я гей. Так проще. Если люди слышат о бисексуальности, начинаются вопросы и насмешки, ведь я уже несколько лет встречаюсь с парнем».
Случай Андрея не уникальный. Многие бисексуал:ки+ выходят из обычного «шкафа» и оказываются в гомосексуальном «шкафу». Это — одно из последствий бисексуального стирания. Так называют игнорирование существования бисексуал:ок+ и их проблем. Один из примеров — многолетнее отсутствие отдельных маршей для бисексуал:ок в рамках ЛГБТК+-прайдов. Первый организовали только в 2017 году в Тель-Авиве.
С репрезентацией в культуре ситуация обстоит не лучше. Чаще всего бисексуальных+ персонаж:ек изображают гиперсексуальными и неразборчивыми в выборе партнер:ок. Другой вариант — троп «от гетеро- к гомосексуальности». Это когда геро:иню сначала представляются как гетеросексуал:ку, а затем сводят с персонж:кой того же пола. Проходящие через эту сюжетную арку персоны в итоге идентифицируют себя как геи или лесбиянки, будто варианта би- или пансексуальности для них не существует.
Всё это порождает стереотипы вокруг бисексуальности+. Главный из них заключается в убеждении, будто эта ориентация не является постоянной, адекватной и отдельной сексуальностью.
С подобным не раз сталкивалась Кристина*: «Часто слышала рассуждения, будто любить можно либо только женщин, либо только мужчин. Что самое странное, говорили так и гетересексуальные, и гомосексуальные люди. Я возражала, но в ответ всегда слышала: «Да ты просто не можешь определиться». Поначалу было очень обидно, и я даже засомневалась в своей ориентации — но со временем научилась пропускать такие комментарии мимо ушей. Например, никак не отреагировала, когда знакомая посмеялась над моим каминг-аутом — мол, она меня только с парнями видела, какая я после этого бисексуалка. Человек на тот момент знал меня полтора месяца, а уже сделал какие-то выводы. Это его проблема, а не моя. Чужое мнение меня не определяет».
О похожем опыте рассказала Аня*:
«Калі я кажу пра сваю сэксуальную арыентацыю, то на маю цвёрдую і спакойную пазіцыю людзі звычайна не адважваюцца надта ўзбухаць. Часам, аднак, асцярожна выказваюць сумневы — тады я магу патлумачыць. Калі ж бачу, што чалавек настроены пераканаць мяне, што я гетэрасэксуалка — хутка даю зразумець, што не збіраюся падтрымліваць такія спрэчкі. Каб спрачацца са сцяной, напэўна, трэба быць дурнем.
Былі і смешныя выпадкі. Напрыклад, апошні хлопец да мужчын мяне раўнаваў, а да жанчын — не. Ён папросту не ўяўляў, што я магу праяўляць захапленне да абодвух палоў».
Глеб тоже столкнулся с недоверием: «Часто слышу от знакомых, что бисексуальность — это начальная стадия принятия гомосексуальности. Думаю, причина таких мыслей в необразованности. Меня эти высказывания не задевают, а даже смешат. Я всегда был свободным человеком, и у меня было достаточно сексуального опыта, чтобы разобраться в своей ориентации. Сейчас каждый бифобный комментарий только подкрепляет мою уверенность в том, кто я и как себя идентифицирую. Если сомнения высказывают мои хорошие друзья, то я готов потратить время, чтобы объяснить им, как бисексуальность работает на самом деле».
Существует также стереотип, будто бисексуал:ки+ склонны к беспорядочным связям и поэтому не способны на серьезные романтические отношения. С одной стороны, это усложняет би-персонам поиск партнер:ок, с другой — приводит к их фетишизации. Об одном из ее проявлений рассказывает Аня: «Калі мужчыны чуюць, што я бісэксуальная, пачынаюць прапаноўваць трайнічкі. Я даволі разняволеная, таму рэагую спакойна — але чалавека больш традыцыйных поглядаў такое магло б пакрыўдзіць. Таму што прапановы гэтыя нараджаюцца з сэксуальных і фетышыстскіх пабуджэнняў».
Из-за фетишизации бисексуал:ки+ чаще подвергаются сексуализированному насилию, считают исследователь:ницы. Для справки: по данным LGBT Map, в США 46% бисексуальных+ женщин были изнасилованы — по сравнению с 13% лесбиянок и 17% гетеросексуальных женщин.
Страдает от стереотипов и ментальное здоровье бисексуал:ок+. Деморализация, тревога, беспомощность, низкая самооценка, спутанное мышление, чувство вины — это лишь малая часть психологических проблем, с которыми сталкиваются бисексуальные+ люди из-за стигматизации их ориентации.
Больше всего исследователь:ниц волнует высокий уровень суицидальных мыслей среди би-персон: 77,6% из них задумывались о самоубийстве по сравнению с 11,7% населения в целом.
Кроме того, бисексуал:ки+, боясь осуждения, реже обращаются за необходимой им психологической помощью, чем гетеро- и гомо-сексуальные люди, а дойдя до врача, часто скрывают информацию о своей ориентации, что затрудняет лечение.
Еще одна проблема бифобии — исключение бисексуал:ок+ из дискуссии о проблемах ЛГБТК+. Нередко их считают обладателями гетеро-привилегий благодаря возможности состоять в отношениях с противоположным полом. При этом во внимание не берется, что бисексуал:ки+, как и другие представитель:ницы квир-сообщества, страдают от гетеронормативности — представления, будто гетеросексуальность является единственным правильным путем.
Бороться с бифобией нужно и можно через эмпатию и просвещение — как с любой дискриминаций. Если терпимости квир-людей достаточно для того, чтобы принять, что кого-то привлекают люди их же пола, а других — противоположного, ее должно хватать и для понимания того, что некоторых людей привлекают люди разных полов.
Отказ от навязывания стереотипов — это первый способ, которым можно помочь бисексуал:кам+ почувствовать себя видимыми. Следующий шаг — признать негативные последствия бифобии и поддержать тех, кто с ними столкнулся. Третий шаг — поддержать бисексуал:ок+ в их борьбе за свои права и оценить их вклад в развитие квир-сообщества. Вот и всё, вы прекрасны!
В качестве эпилога — напутствие от Кристины: «Бифобия — это плохо, потому что любая дискриминация — это плохо. Так что, пожалуйста, отстаньте от других людей, от самих себя и просто любите».
* Имя изменено по просьбе геро:ини