8 важных квир-фильмов ХХ века

Смелые высказывания, которые укрепили фундамент для современной ЛГБК+ культуры.

Коллаж: Фотонарезка из фильмов с известными актерами и актрисами. Каждое изображение разрезано вертикальной полоской и окрашено в один из цветов радуги. Располагаясь горизонтально от красного до фиолетового цветов слева направо, они составляют радугу.

Задолго до того как квир-персоны стали вполне привычными персонаж_ками стриминговых кинопроектов на широкую аудиторию, на экраны выходили смелые, красивые и отчаянные фильмы, которые прокладывали эту трудную дорогу. Чтобы в 2023 году мы могли не только наблюдать результат, но и помнить о том, каким тернистым был путь, «ДазХіп» публикует подборку из 8 квир-фильмов, которые в свое время оказались очень значимыми для истории киноискусства и для истории ЛГБТК+ сообщества. Здесь есть как знаковые игровые фильмы, получившие большие награды, так и небольшие документальные работы, которые позволяют узнать о квир-культуре с другой перспективы, лучше понять, каково было ее положение в прошлом.


The Living End» | «Оголённый провод»

1992, Грегг Араки

Сегодня Грегг Араки — режиссер для Netflix, который снимает отдельные эпизоды сериалов «Дамер» и «13 причин почему», не выбиваясь из общей стилистики проектов. Но в прошлом он — автор независимого кино, бунтарского и категоричного. «Оголенный провод» — это именно такое кино, и его категоричность прослеживается не только в девизе героев «Fuck Everything», но и в сломе ожиданий, на которых режиссер свой фильм строит.

Молодой однополой паре ставят диагноз ВИЧ. Драматичная ситуация и игнорирование проблемы обществом приводит героев к идее поехать по Америке, грабя банки на своем пути. Важно отметить, что режиссер не пишет своих персонажей как жертв, а показывает ситуации, которые отражают всё отчаяние и тревожность их положения. Давая в руки героям оружие, Грегг Араки создает красивую и откровенную историю любви двух ВИЧ-позитивных людей.


«My Own Private Idaho» | «Мой личный штат Айдахо»

1991, Гас Ван Сент

Драматичный роуд-муви с Киану Ривзом и Ривером Фениксом в главных ролях быстро стал культовым представителем новой квир-волны 1990-х. Фильм повествует о двух секс-работниках, которые пускаются в совместное путешествие с двумя совершенно разными целями, но для обоих длительная сюрреалистичная поездка становится способом найти себя.

Важно, что Ван Сент не создает стереотипные гей-образы, а концентрируется на взаимоотношениях героев между собой и другими людьми, раскрывая их идентичность, но не позволяя навешивать ярлыки. Это проникновенное и вдумчивое кино, которое ценит сам процесс путешествия и изменений, а не финальную точку назначения. «Мой личный штат Айдахо» — пример того, как можно изображать флюидность и изменчивость гендера, показывать его безусловно личным опытом, который нельзя загонять в рамки. 


«Paris is Burning» | «Париж горит»

1990, Дженни Ливингстон

«Париж горит» — значимая документальная работа о квир-культуре 1980-х. Открытая лесбиянка, правозащитница Дженни Ливингстон взяла в руки камеру и вошла в мир драг-культуры, давая возможность его звездам рассказать свои истории. На тот момент подобная репрезентация и готовность геро_инь абсолютно открыто рассказывать о собственном квир-опыте были чем-то радикальным. Квир-сообщество существовало в подполье, угнетаемое полицейской системой. Именно благодаря фильму Ливингстон квир-опыт стал явлен не только вне гетеронормативных рамок, но и как аспект культуры под постоянным прессом.

Благодаря «Парижу» стали возможны 15 сезонов RuPaul’s Drag Race, которые так популярны сегодня! Must watch для всех, кто любит драг-шоу, и всех, кто хочет узнать о жизни квир-персон 1980-х от первых лиц.


«Desert Hearts» | «Неприкаянные сердца»

1986, Донна Дейч

«Неприкаянные сердца» — трогательная любовная история, которая переносит нас в конец 1950-х. Вивиан Белл — профессорка-литературоведка — приезжает в городок Рино для завершения своей бракоразводной процедуры и встречает там даму, которая заставляет ее задуматься о собственных желаниях и страхах. Фильм исследует тему женской сексуальности и борьбы с общественными ожиданиями. 

Несмотря на относительную дозволенность тематики лесбийской любви в кинематографе того периода, «Неприкаянные сердца» стал прорывом благодаря позитивному представлению лесбийских отношений и продолжает оставаться одной из важных работ, обращающих внимание на вопросы ЛГБТ+ сообщества.


«The Boys in the Band» | «Парни в группе»

1970, Уильям Фридкин

«Парни в группе» — пример прямого продвижения квир-кино в эпоху, когда самоцензура и запреты в Голливуде едва позволяли таким работам появляться на свет. Фильм повествует о встрече друзей по случаю дня рождения — и этот праздник оборачивается рефлексией на тему сексуальности, идентичности и человечности. Несмотря на осторожную поддержку критиков лента не получила коммерческого успеха. Однако с годами она обрела статус культовой работы, важной для репрезентации геев в обществе. Это кино, способное ужалить даже сейчас.

В 2020 году вышел ремейк Джо Мантелло: пережиток прошлого в плане сюжета и обстоятельств, он тем не менее дал фильму Фридкина второе дыхание. Важным отличием стал каст фильма: все роли исполнили открытые геи. Возможность прожить 1970-е заново и сыграть то, что тогда сыграть открыто было невозможно, дает ремейку страсть, которая оставляет яркий след при просмотре.


«Sunday Bloody Sunday» | «Воскресенье, проклятое воскресенье»

1971, Джон Шлезингер

Джон Шлезингер был одним из тех режиссеров, которые не скрывали собственной идентичности даже в период, когда это было табу. В своих фильмах он не стеснялся раскрывать квир-тематику, и в частности «Воскресенье, проклятое воскресенье» стало его способом изучить вопрос открытых отношений в Англии начала 1970-х. В непростой связи по сюжету оказались пожилой доктор, разведенная дама и их любовник-архитектор, каждый из персонаже_к исследует мир и собственную идентичность, и наблюдать за этим интересно даже спустя полвека — ведь и сегодня немоногамные отношения в медиа репрезентуются не то чтобы очень часто. 


«The Celluloid Closet» | «Целлулоидный шкаф»

1995, Роб Эпштейн, Джеффри Фридман

Одноименная книга, посвященная истории квир-персон и их репрезентации в кино, вышла еще в 1981-м году. Ее автор Вито Руссо был ярым сторонником большего освещения данной тематики, он постоянно редактировал свой труд, а главным его желанием было создание документальной картины, которая отражала бы историю репрезентации квир в кино, рассказывая среди прочего о позитивных изменениях, которые случились уже после публикации. Исполнение своей мечты Руссо не застал — он умер в 1990-м, однако Роб Эпштейн и Джеффри Фридман продолжили начатое. В своей работе режиссеры придерживались книги, однако смогли включить в кино еще и прямые голоса киноиндустрии: актер_ки, режиссер_ки и другие участни_цы кинопроизводства делятся личными историями и своими мнениями о квир-репрезентации в ранних фильмах.

«Целлулоидный шкаф» дает возможность узнать о квир в кино из первых рук. Документальная работа прошла через ад производства и финансирования, однако не растратила дух свободы, любви и самовыражения, а собранные в ней истории вдохновляют до сих пор. 


«Boys Don't Cry» | «Парни не плачут»

1999, Кимберли Пирс

«Парни не плачут» — игровой фильм 1999 года, посвященный реальной жизни Брэндона Тина, 21-летнего транс-мужчины из штата Небраска. Его трагическая смерть взбудоражила США в 1993 году, и история парня, который умер за то, что хотел жить по-своему, вдохновила открытую квир-персону Кимберли Пирс на смену темы дипломной работы: она приехала в Фолс Сити и непосредственно участвовала в расследовании, опрашивая девушку парня и его семью. Результатом стал фильм, который прямо и откровенно репрезентует транс-опыта в кино.

За работу в фильме актриса Хилари Суэнк получила «Оскар» и «Золотой глобус», совет кинокритиков США отметил Кимберли Пирс за «выдающийся режиссерский дебют», позднее фильм был включен в Национальный реестр, что подчеркивает его историческое и культурное значение. Мировое признание «Парней» вдохновляло других режиссеро_к изучать сексуальность, гендер и идентичность в своих кино. 

Знайшлі памылку? Ctrl+Enter